Билет на выставку в вашем городе

ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ ГЛУШКО

1908 – 1989
ДОСТИГАЯ НЕВОЗМОЖНОГО
Ракетный двигатель по сей день – вершина машиностроения. Других устройств, способных в процессе работы высвобождать такое грандиозное количество энергии при сравнительно небольших размерах, просто не существует. И значит, конструктор ракетных двигателей – фигура в истории освоения Космоса важнейшая.

Вспоминая генерального конструктора Сергея Павловича Королева, нельзя забывать его коллегу – основоположника отечественного жидкостного ракетного двигателестроения Валентина Петровича Глушко.

Он родился 2 сентября 1908 года в Одессе, в семье служащего. Одновременно с учебой в реальном училище занимался в консерватории по классу скрипки. Момент истины настал в 1921 году, когда Глушко прочитал романы Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны».

«Эти произведения меня потрясли. Во время их чтения захватывало дыхание, сердце колотилось, я был как в угаре и был счастлив. Стало ясно, что осуществлению этих чудесных полетов я должен посвятить всю жизнь без остатка».

академик В. П. Глушко

И тогда он оставил занятия музыкой и стал с упорством учить физику, химию и механику. Поздно ложился, рано вставал и, по его признанию, сожалел, что еще не изобрели пилюли, чтобы вместо обеда быстро их проглотить, не тратя времени на еду.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Сергей Королев был равнодушен к одежде, а в общении вспыльчив. Глушко же был его противоположностью: при любом состоянии, как вспоминали коллеги, сохранял невозмутимый вид, всегда был подтянут, безупречно одет и корректен.

В 1923 году 15-летний школьник пишет 66-летнему Константину Эдуардовичу Циолковскому письмо, почти не надеясь на ответ. Но тот отвечает. Переписка длилась до 1930 года. Школьник стал студентом Ленинградского университета, потом – инженером, руководителем подразделения по разработке ракетных двигателей Газодинамической лаборатории.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Но в юности, увлекшись пиротехникой, чуть было не взорвал свою школу, пробуя очередной фейерверк.

Именно там Глушко и создал первый в мире электрический ракетный двигатель, опередив не только западных инженеров, но и само время лет на 30 с лишним. А когда он увидел ракету «Фау-2», то, как утверждал сын конструктора, сказал, что размеры у неё колоссальные, но если копнуть глубже, то это советские разработки.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В 16 лет он написал книгу «Проблемы эксплуатации планет», где обосновал создание и обслуживание долговременных орбитальных станций.

Двигатель РД-107, разработанный в 1954 году ОКБ-456, что ныне называется НПО «Энергомаш» и носит имя Валентина Петровича, открыл человечеству дорогу в Космос. Первый спутник и первый лунник, первый человек на орбите и станции к Луне, Венере, Марсу.

В 1974 году, став генеральным конструктором, Валентин Глушко разрабатывал грандиозные проекты долговременных орбитальных станций, многоразовых космических систем и даже постоянной лунной базы. Под его началом был создан многоразовый космический комплекс «Энергия – Буран». Двигатели РД-170, которые в 1988 году подняли на орбиту этот комплекс, остаются самыми мощными в мире.